I don't believe in fame, I believe in music, I don't believe in money, I believe in the power of love
В прошлую среду был на семинаре Дениса Родионова из FM Division (студии, где мы писались и будем скорее всего писаться). Анонс семинара можно прочитать здесь. Многое для кого-то покажется очевидным, но, во-первых, для каждого свое, а во-вторых, интересных вещей на мой взгляд прозвучало достаточно. Краткий конспект семинара:

Ключ к хорошей записи - "чтобы музицирование было праздником".

Как понять, готова ли группа к записи? Если группа имеет активную концертную деятельность и осилила демо хотя бы в виде записи репетиции на диктофон, с ней уже можно работать.

Демо-запись крайне желательно показать студии заранее, чтобы они хотя бы понимали, с каким материалом придется работать (какому звукорежиссеру заняться проектом, какой аппарат подготовить и т.п.). Еще очень полезно приносить примеры звука, которого хочется добиться.

При записи любого инструмента надо играть всем вместе, потому что по динамике и груву музыканты все равно ориентируются друг на друга, а не на метроном. По этой же причине даже те музыканты, которых в данный момент начисто не пишут, должны играть в полную силу и со всей выразительностью, а не обозначать партию. Впрочем, можно сразу записать все партии начерно, а дальше их проигрывать при записи.

Все по той же причине записывать голос рекомендуется как можно раньше, можно сразу после барабанов, т.к. в первую очередь по структуре и по динамике все ориентируются именно на вокалиста. Вообще первыми стоит писать (начисто) самые смысловые партии, т.е. солирующие и риффы, а ритм-секцию потом. Барабаны можно даже последними записывать (вот в этом месте у меня совсем затрещал шаблон, если честно - Б.).

Средний проект сейчас занимает 50+ дорожек.

Если над проектом будут работать другие студии/звукорежиссеры, лучше это обговорить заранее, чтобы знать, в каком формате им требуется материал, в т.ч. и по числу дорожек и т.п.

В группе должен быть главный ответственный за звук, чтобы решение вопросов "а как вот тут сделать" не превращалось в демократические обсуждения по два часа.

Музыкантам есть смысл посещать курсы звукорежиссеров, чтобы разговаривать с ними на одном языке.

Сколько занимает запись. Подготовка к записи барабанов ~2 часа, остальных инструментов ~40 минут. Запись одной партии ~2 часа. Одна песня вместе со сведением в среднем три смены, т.е. 15 часов. На практике бывает от 4 до 100 =).

Самый животрепещущий вопрос: на чем можно и нельзя экономить.

Нельзя:
Забирать материал на "смонтировать дома". Как правило, ничего хорошего из этого не получается.

Можно:
Рассчитать смены заранее (см. выше).
Записать все секвенсорные партии (клавиши, синты, семплеры) дома.
Записать гитары дома и сделать реампинг. Для этого нужна звуковая карта достаточного качества и ди-бокс или инструментальный вход на карте.